ДИЗАЙН-Бюро D3: Стоп-кадр — интерьеры «Дуэлянта»

На днях состоялась премьера фильма «Дуэлянт». Это история с мужским характером. Александр Баканёв из дизайн-бюро D3 рассмотрел интерьеры «Дуэлянта»
Сюжетную и художественную начинку фильма я оставлю за кадром, простите за тавтологию, и попробую обратить внимание на интерьеру «Дуэлянта». Действие происходит во второй половине XIX века, в едва оправившемся от наводнения 1924 года Петербурге. Создатели картины, по их собственному признанию, вдохновлялись инженерной мыслью и дизайном той эпохи, собирая материалы и образцы вещей по всему миру. Так в фильме появились настоящие дуэльные пары пистолетов того времени, а еще – экспериментальная модель велосипеда.

Моё же пристальное внимание было обращено на статичные визуализации в фильме и, в частности, на декорации интерьеров.

«Дуэлянт» / Историческая справка
Для начала обратимся к истории и попробуем понять, какие тенденции и стили преобладали в середине XIX столетия в России. Или, проще говоря, что должно было обязательно быть в доме, чтобы интерьер мог с гордостью называться модным, стильным и современным тому времени? Сороковые-шестидесятые года XIX века это время классицизма: четкие ровные линии, зеркальное расположение предметов в пространстве и единый стиль в мебели и искусстве. Непременно несколько стульев, стол или диван красного дерева. В то время зарождался интерес к античному искусству, поэтому украшения принято было делать из бронзы или латуни, в домах ставили статуи и бюсты. В то же время в Россию приходит апмир. Стены принято красить в благородные цвета (как правило, ими считались лиловый, синий, зеленый или серый) или оклеивать обоями. Последние делали из бумаги и наносили разнообразный орнамент или графичные полоски.
Синяя гостиная в Мариинском дворце, с середины XIX века ставшим официальной резиденцией князей Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге из книги Интерьеры Империи: Зимний Дворец и Эрмитаж в акварелях Э.П.Гау, вторая половина XIX века.
«Дуэлянт» / Роскошные контрасты
Сценарист «Дуэлянта» сделал свой Петербург серым и промозглым, что очень напоминает Лондон с его детективами и плохими парнями, скрывающимися в роскошных, но весьма угрюмых меблированных салонах, оформленных в серо-черных тонах с примесью золота в декоре. Несмотря на чисто авторский взгляд на вещи, эта черта делает интерьеры фильма близкими как к классике, так и к дню сегодняшнему.

Все это настроение как нельзя лучше описывает интерьер в доме самого Яковлева – офицера, который вернулся из ссылки и страстно желает восстановить справедливость, наказав своих обидчиков и восстановив свои имя и честь. Съемки велись в реальном особняке Штиглица в Санкт-Петербурге, который по ощущениям больше напоминает сквот (В 1988 году началась реставрация здания. Но события 1990 года помешали этим планам).
Фото runknown.com
Главный герой, в связи с невозможностью вернуться в собственный дом, вынужден занять чужой особняк и использовать его на собственный лад. В этом основная идея всех интерьеров картины: контраст, яркие детали в соседстве друг с другом, несоответствующие пространства и яркие всполохи цветов на общем нейтральном фоне. Кстати, о цветах. Декорации для картины решено было оформить несколькими тонами, избежав по возможности многоцветия, но сохранив контраст. Все интерьеры «Дуэлянта» это преимущественно темные, почти черные, цвета в сочетании с контрастной мягкой гаммой серо-охристых тонов. А в качестве активного акцента выступает красный и золотой цвет. Черта спорная, но вполне в духе времени. Идея несовместимости выходит и за пределы картины: например, съемки оружейной комнаты офицера велись в столовой, а дуэль снимали в балльной зале.
Кадры из фильма «Дуэлянт», kinopoisk.ru
Решение относительно оформления особняка Беклемишева пришло к создателям фильма не сразу. Классицизм середины XIX - начала ХХ веков показался чересчур вычурным, и его было решено смягчить. Помогла имперская стилистика, более чистая и строгая, без помпезной вычурности, но в целом повторяющая традиционный классицизм с его колоннами и арками.

Создавая исторический фильм очень сложно уйти от чопорной картинки, которая отдает нафталином. «Дуэлянт» это качественно новый материал: он не только не пыльный, более того, он будто сошел с наших дней. Его интерьеры – живая современность с историческим послевкусием. Именно это контрастное сочетание реальности и вымысла делает интерьеры «Дуэлянта» совершенно уникальными, стоящими особняком в мире исторического кинематографа. Ну и в завершение отбросив все эти интерьеры и стили – фильм прекрасен, на мой взгляд, и стоит похода в кино, может даже и не один раз.

Александр Баканёв, дизайн-бюро D3